О переулке
Нащокинский переулок, крошечная улочка между Гагаринским и Сивцев Вражком, позволяет сразу почувствовать себя в своеобразной «машине времени», что очень созвучно одной из ключевых идей кафе и клуба «Александр» – «Путешествие во времени и пространстве». За последние 200 лет жизни Москвы в Нащокинском проживало и бывало множество замечательных людей, составивших гордость нашей истории, культуры и литературы.
В этом длинном списке и знаменитый доктор Григорий Антонович Захарьин, о котором по Москве ходило множество легенд как о чудаке и гениальном враче, умеющим поставить верный диагноз после одного взгляда на пациента (так, за лечение императора Александра III доктор удостоился ордена Александра Невского). Его сын Сергей Григорьевич Захарьинбольшую часть унаследованного огромного состояния потратил на добрые дела: построил больницу для бедных и оплатил закупку экспонатов для одного из залов Музея изящных искусств, создававшегося профессором Цветаевым.
Здесь, в Нащокинском переулке, названном по имени героя Отечественной войны 1812 годакапитана Нащокина, жил его знаменитый практически однофамилец (разница в одну букву – О и Ё) Павел Воинович Нащокин, ближайший друг Пушкина. Тот самый, кто одолжил Александру Сергеевичу фрак для венчания, кто упал в обморок, узнав о гибели поэта, тот, про кого Пушкин сказал однажды: «Всем вам я нужен зачем-то, а любит меня один Нащокин».
В советское время на целых 60 лет переулок переименовали в честь красного командира и автора романа «Чапаев» Дмитрия Фурманова, проживавшего в одной из квартир дома № 14. Только в1993 году улице Фурманова в потоке обратных переименований вернули прежнее название.
Современная история,к сожалению, не пощадила Дом Писателей (построенный в 30-е годы кооперативом Советский писатель и снесенный в 1976 году). Михаил Булгаков прожил здесь последние годы жизни,работая над завершением романа «Мастер и Маргарита».
Сейчас Нащокинский – место, куда приводят экскурсии для любителей Москвы. Большинство домов отреставрировали еще в 90-е, фасады находятся под охраной государства как памятники истории и культуры, а внутри, как обычно, незаметно кипит своя современная жизнь.